IНТЭP'ЕРВ'Ю

У нас

 - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото

Пятнадцать лет назад белорусских дизайнеров интерьера можно было сосчитать по пальцам, они были узнаваемы, стиль каждого был уникален, а лучшей рекламой была рекомендация из уст в уста. Интерьеры, созданные ими в 90-е и 00-е, стали классикой белорусской школы дизайна. Начиная со второго десятилетия ХХI века, ситуация на рынке искусства создания интерьера кардинальным образом изменилась. Если до начала века основной школой специалистов была Академия искусств и Политехнический университет, то к концу нулевых кафедры дизайна открылись во многих других вузах, в том числе и в БГУ.  Заработали профильные курсы.

 

Профессия дизайнера стала широко востребованной, а проходные баллы на специальность вскочили до небес. Количество специалистов в этой области стало расти в геометрической прогрессии.

 

Как найти того самого своего дизайнера, который поможет создать именно вашу среду обитания?

Чем отличается белорусский дизайн?

Кто эти люди, которые посредством своей профессии ежедневно влияют на вашу жизнь и жизнь ваших детей, формируют вкусы и предпочтения, управляют настроением и пишут сценарии семейных завтраков, ужинов и дружеских посиделок?

В поисках ответов на эти вопросы мы решили создать проект «Iнтэр’ерв’ю».

 

Автор проекта - Ирина Лозовская.
Название - Юлия Ляшкевич.
Автор обложки, верстка - Анастасия Крючкова.
Продвижение - Лилия Матяш.

 

Сегодня наш гость – дизайнер Маргарита Пилипович-Сущиц.

 

Маргарита Пилипович-Сущиц.

 

Маргарита Пилипович-Сущиц – дизайнер по текстилю, хозяйка и художественный руководитель салона текстиля «Рита Марго» (ritamargo.salon). Ее яркий образ невероятным образом отражается в ее выдающихся работах.

Маргарита закончила лицей искусств, затем с отличием Академию искусств по кафедре моделирования одежды и текстиля. В нашей беседе она сделала особый акцент на тот факт, что группа, в которой она училась, была очень сильной и это обстоятельство подстегивало сокурсников в учебе. Сразу после впуска 4-х из 7-х студентов приняли в Союз дизайнеров, в том числе в международный.

Потом занималась частной практикой, работала в швейных компаниях в качестве дизайнера, преподавала в Академии искусств «проект» и «основы композиции», параллельно шила и планировала уйти в декрет. Однако друзья из Академии, которые к тому времени работали в «Домусе» (domus.by), искали человека, который будет заниматься дизайном и продажей штор. Она пришла в «Домус» и этот выбор определил всю дальнейшую профессиональную жизнь.

 

 

CDC: Маргарита, Вы с детства рисовали, а выбрали более узкую декоративно-прикладную специальность, почему?

 

Маргарита: Сколько себя помню, я всегда шила, моя мама шила и бабушка шила. Любовь к костюму, к моде была естественным фоном нашей жизни. Когда поступала в Академию, выбирала между отделениями моделирования одежды и проектирования интерьеров. Тряпочки победили! Шила одежду на заказ, разрабатывала модели для фабрик, но постепенно стала в этом задыхаться. Хотелось чего-то более масштабного.И вот, благодаря «Домусу», я получила возможность объединить две мои страсти: интерьер и текстиль.

Я погрузилась в тему, которая на тот момент была совершенно не раскрученной, даже наше руководство в салоне не совсем понимало, что это отдельное направление и что с ним делать. Очень сильно помогли московские партнеры, их динамично развивавшийся рынок интерьера уже требовал не только предметов мебели, но и текстиля. Они обладали знаниями и возможностями, которых у нас в силу отсутствия практического опыта еще не было.

Мне пришлось поработать на серьезных объектах в Москве. Именно там я получила и опыт, и удовольствие. Клиенты были восприимчивыми ко всему новому, ценили свое время и время дизайнера, не торговались до мышей. Именно там я в полной мере ощутила и полюбила классику. В отличие от Минска, где люди предпочитают более европейские, минималистичные интерьеры, в Москве выбирали два слоя ламбрекенов, три слоя портьер и, конечно же, роскошный, лучший текстиль.


Там у меня был клиент, у которого на момент нашего знакомства в доме были обтянутые текстилем стены и больше ничего. Он сказал – делай проект штор – мебель потом подберем под текстиль! Я подобрала дизайнерский текстиль, включая ткани на обивку, в которой заказали всю итальянскую мебель. Мы сотрудничаем с ним до сих пор. Последний объект сдали в прошлом году.

 

 

CDC: Что привело Вас к решению открыть собственный бизнес?

 

Маргарита: Я командный игрок и никогда не имела амбиций на свой салон, но так сложилось, что в мои служебные обязанности входили и поездки на выставки, и поддержание контактов с поставщиками, и выбор текстиля. Это был всеобъемлющий опыт, который позволил рассмотреть вопрос об открытии собственного бизнеса. Я всегда коллаборировала с производителями мебели и понимала, что лучше работать со смежниками  – так мы объединилась с поставщиками обоев. Еще позже открыла свой собственный салон  «RitaMargo» (ritamargo.salon). Была определенная задержка с названием, я даже пригласила специалиста из агентства «Saatchi&Saatchi», но как-то не срослось, я не получила результата, который бы мне нравился. Тем временем у меня был адрес электронной почты «RitaMargo», его все знали, он легко запоминался и как-то воспринимался очень моим. Так появилось название салона..

 

CDC: Ваш салон ориентирован на конечного потребителя либо на профессионалов?

 

Маргарита: Салон – это прежде всего место встречи для меня и архитекторов. С клиентом мы встречаемся преимущественно на объекте.

Я люблю работать в удовольствие, очень персонифицировано.

Каждый объект рассматриваю, как неповторимый продукт haute couture. Это выучка еще со времен, когда я занималась костюмом. Никогда в своем творчестве я не ориентировалась на поток. Я хочу делать арт и ко мне всегда приходят за чем-то исключительным.

Мне в принципе везет с клиентом, он приходит уже подготовленным за время стройки. Кроме того, наши заказчики довольно хорошо насмотрены, благодаря частым поездкам зарубеж, у них европейское видение.

 

CDC: Кто Ваш любимый поставщик тканей?

 

Маргарита: Я люблю дизайнерский текстиль! Люблю новые фактуры, сложные текстуры, на которых можно выстроить весь интерьер! Ulf Moritz именно такой дизайнер-человек-идея, который оказывает возможно самое большое влияние на индустрию текстиля и обоев, разрабатывая трендовые вещи, которые потом копируют фабрики среднего звена. Я покупаю коллекцию для того, чтобы дать заказчику шанс выбрать что-то неординарное, что-то очень личное и эмоциональное.

 

CDC: Тем временем текстиль в интерьере не рассматривается в национальных конкурсах как отдельная номинация, да и вообще, похоже, не рассматривается. Не пора ли ввести такую номинацию? 

 

Маргарита: К сожалению, это так. Я обсуждала этот вопрос с Андреем Тумасом (andrey_tumas) как с учредителем журнала «Обстановка» (obstanovka_magazine) . С моей точки зрения, шторы, как искусство декорирования окон, у нас сильно недооценены. Нет профессионального обучения, нет такой специальности в учебных заведениях. Только через любопытство, посещение выставок, через насмотренность у нас вырастает специалист.


Кстати, текстиль сам по себе является замечательным помощником. Им можно вытянуть самый убогий интерьер и испортить самый лучший. Текстиль создает эмоцию, настроение, хотите обновить интерьер – поменяйте шторы. Именно поэтому в своей работе я исхожу из принципа: я продаю вам не текстиль, я продаю вам эмоции. Шторы у нас действительно замалчиваемый сегмент интерьера, хотя они достойны отдельных номинаций на профессиональных площадках. Нужно ставить вопрос об авторстве, о совместном авторстве, создавать новый стереотип о том, что это самостоятельный вид искусства. Надеюсь, что такие номинации появятся.

 

CDC: С кем из архитекторов, дизайнеров Вам удалось создать лучшие продукты?

 

Маргарита: Хорошо, когда у архитектора, декоратора есть видение. Самый кайфовый случай был, когда Людмила Татаринова, из архитекторского объединения «Четвертый квартал», автор бесконечно креативных интерьеров, увидела коллекцию фабрики Designers Guild, она так впечатлилась, что из этой коллекции родился целый интерьер. Внимание к текстилю вообще является важным элементом ее творческого почерка, а я люблю быть причастной ко всему красивому, гениальному.

Бывает другой подход: вот объект, вот референсы, Маргарита, сделай нам красиво!


Бывает, особенно в период ковида, когда у всех были проблемы с памятью))), переделывала работу по несколько раз. С Ириной Штерн (ira_stern_design) мы сделали замечательный объект на целой серии импровизаций. Мы начали со штор. В результате они вдохновили на интересные интерьерные решения! Мы их увязали с полом, с дизайнерским покрытием для стен, с другими отделочными материалами. К сожалению, у нас редко начинают интерьер с текстиля. Сложилась практика оставлять текстиль на последний момент. А ведь если сделать коллаж из тканей, он может дать толчок всей концепции.

Меня очень трогает как работают мужчины архитекторы с текстилем. Это бывает редко, но, если случается, – это сплошное удовольствие – Олег Капустин (oleg_kapustin.1) именно из них. Как трепетно, с каким знанием дела он выбирает материал и аксессуары, вникая в мельчайшие детали.


Есть дизайнеры, которые скажут: сделай мне красиво. Это такой момент доверия. Есть те, кто приходит с готовым решением. Например, Анна и Стас Макеевы (desty.interior) всегда знают, чего хотят.

Алена Матросова (matrosova.designer) – любовь моя! Алена не только топ 10 белорусских интерьерщиков, она взяла на себя огромную работу и ответственность по подготовке молодых специалистов. И сейчас, будучи очень востребованным дизайнером, преподает на кафедре предметно-пространственной среды в БГУ. Она приводит студентов ко мне в салон на практические занятия. Для меня важно делиться с молодыми, чтобы они посмотрели, какие ткани в принципе есть, как они себя могут вести, как объединять интерьер. Когда я сама преподавала, всегда водила своих студентов в «Домус».


Люблю работать с Еленой Полещук (elena.poleschuk_interior), это всегда много цвета, фактур и смелых решений, при этом всё максимально функционально. И это тот архитектор, который всегда стоит на стороне заказчика, будет искать максимально выгодные для него решения, без потери в дизайне.

С Анной Соколовой (annadesignn), например, мы делаем не только жилые пространства, но и очень креативные офисы. Это всегда работа на нюансах, на оттенках. Здесь очень важно понимать, на чем делаются акценты в интерьере.


Есть, конечно, шторы-функция. Сейчас сделали объект со «Зробим» (zrobim_architects): правильная, фактура, идеальная складка, механизм, километры ткани. Чистая звенящая функция. Больше по сути ничего.

 

CDC: Как вы продвигаете свои услуги?

 

Маргарита: Продвижение только через Instsgram, даже больше для себя, чтобы помнить, что мы сделали. Поскольку у меня все рассчитано не на конечного потребителя, а мой основной клиент – это архитектор, главным маркетинговым инструментом является передача от заказчика к заказчику, стабильные отношения с коллегами.

 

CDC: Что бы вы порекомендовали заказчику?

 

Маргарита: Я рекомендую – начинать проект с выбора текстиля, поскольку именно он несет основную эмоциональную нагрузку. 

 

 

 

 

 

 

← вернуться назад