IНТЭP'ЕРВ'Ю

У нас

 - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото

Пятнадцать лет назад белорусских дизайнеров интерьера можно было сосчитать по пальцам, они были узнаваемы, стиль каждого был уникален, а лучшей рекламой была рекомендация из уст в уста. Интерьеры, созданные ими в 90-е и 00-е, стали классикой белорусской школы дизайна. Начиная со второго десятилетия ХХI века, ситуация на рынке искусства создания интерьера кардинальным образом изменилась. Если до начала века основной школой специалистов была Академия искусств и Политехнический университет, то к концу нулевых кафедры дизайна открылись во многих других вузах, в том числе и в БГУ.  Заработали профильные курсы.

 

Профессия дизайнера стала широко востребованной, а проходные баллы на специальность вскочили до небес. Количество специалистов в этой области стало расти в геометрической прогрессии.

 

Как найти того самого своего дизайнера, который поможет создать именно вашу среду обитания?

Чем отличается белорусский дизайн?

Кто эти люди, которые посредством своей профессии ежедневно влияют на вашу жизнь и жизнь ваших детей, формируют вкусы и предпочтения, управляют настроением и пишут сценарии семейных завтраков, ужинов и дружеских посиделок?

В поисках ответов на эти вопросы мы решили создать проект «Iнтэр’ерв’ю».

 

Автор проекта - Ирина Лозовская.
Название - Юлия Ляшкевич.
Автор обложки, верстка - Анастасия Крючкова.
Продвижение - Лилия Матяш.

 

Сегодня наш гость – дизайнер Александр Смеющев.

 

Александр Смеющев.

 

Александра Смеющева и студию архитектуры и дизайна «Антей» (antei.by), художественным руководителем которой он является, в Гомеле знают все серьезные заказчики. И не только в Гомеле, уже более пяти лет Александр и его коллеги успешно проектируют и реализуют проекты по всей Беларуси, в России, Швеции, Германии, Туркменистане. Освоить зарубежные рынки помогла широкая реклама в соцсетях, на YouTube и, как это ни странно звучит, – ковид. Именно жесткие ковидные ограничения, связанные с карантином, принудительная практика работы и общения на удаленке привели к тому, что студия стала получать заказы из-за рубежа, а клиенты преодолели предубеждения, связанные с практикой обязательного личного присутствия дизайнера на объекте.

 

 

CDC: Александр, давайте начнем с начала. Как Вы пришли в профессию?

 

Александр:  Не могу сказать, что с детства мечтал стать дизайнером интерьеров, но с пяти лет я рисовал и видел себя художником. Однако родители не поддержали мои творческие устремления, поскольку считали, что «рисованием не заработаешь». В результате я поступил в пединститут на специальность преподавателя истории и английского языка. После второго курса окончательно убедился, что это не мое, и ушел из вуза. Был призван в армию. После службы поступил в художественное училище, закончил его с красным дипломом. Были планы продолжить обучение, но судьба распорядилась так, что пришлось идти работать, а художников на вечерней или заочной форме не готовят. Так и остался со средним специальным.


Толчком в профессию стала работа дизайнером в салоне итальянской мебели и света «Casa Moderna». Я пришел туда в 2003 году и проработал три с половиной года. Это было хорошее время, когда во всю развивалось искусство визуализации, я быстро освоил 3D Max, научился работать с людьми, стал специалистом по итальянской мебели и свету, усвоил концепции итальянского дизайна. В этом смысле мое образование является более практическим, нежели теоретическим. После закрытия салона встал перед выбором: остаться в Гомеле или переехать в Минск. Решил остаться в родном городе. Работал в студии, проектировал преимущественно общественные объекты, затем практиковал как частный дизайнер и с этим связывал свое будущее. Но судьба распорядилась иначе и последние 10 лет являюсь художественным руководителем студии дизайна и архитектуры «Антей». Сегодня я убежден, что коллективная работа над проектом имеет целый ряд преимуществ перед индивидуальной.

 

CDC: Ваша студия выполняет заказы на рынках разных стран. Как Вы строите свою работу?

 

Александр: Мы с большим энтузиазмом восприняли возможности дистанционной работы, оценили все преимущества видеосвязи и стараемся по максимуму использовать их. Сейчас студия стремиться полностью перейти на удаленное проектирование. В привлечении зарубежных заказчиков мы видим не только коммерческий интерес, но и новые творческие возможности, их проекты прежде всего из-за интернационального разнообразия позволяют нам не повторяться. Главное выработать верную концепцию, свой стиль и следовать им.

 

CDC: И что абсолютно все клиенты согласны работать дистанционно?

 

Александр: Нет, не все. Но людей готовых работать на расстоянии становится все больше и больше. Если же заказчик настаивает на личном присутствии и готов оплачивать командировочные расходы, мы выезжаем в другие страны. Однако большинству хватает видеосвязи и телефонных переговоров.

 

CDC: А как вы делаете обмеры?

 

Александр: В некоторых городах мы имеем смежников, которые выполняют эту работу для нас. Там, где их нет, мы даем заказчику шаблон-схему помещения, проставляем все необходимые размеры, заказчик только вносит цифры. На плане мы отмечаем, с каких ракурсов он должен это сделать, оказываем другую помощь. Клиенту достаточно прийти на объект с нашим планом и рулеткой. Сейчас, когда люди все время учатся чему-то новому, это даже взывает какой-то азарт.

Наши основные заказчики люди молодые от 25 до 50 лет и новые технологии воспринимают без предубеждения. Тем более при современном динамичном образе жизни не у всех и не всегда есть время приехать к нам в офис. Даже в нашем родном городе большинство вопросов мы решаем дистанционно. Людям постарше важнее личное присутствие

 

CDC: Какие рекламные площадки дают Вам наибольший результат? 

 

Александр: Больше всего клиентов дают соцсети и YouTube. Раньше мы давали много рекламы, но в последний год поняли, что на данный момент в ней не нуждаемся. Наибольшую конвертацию получаем от раскручивания своего бренда, активного присутствия в соцсетях и мессенджерах.

 

CDC: Ваши проекты указывают на то, что вы мыслите объёмами, как бы Вы охарактеризовали свой стиль?

 

Александр: Стиль, в котором мы преимущественно работаем и который нравится нам самим, – функциональный минимализм. Эстетичные, простые, не перегруженные деталями интерьеры, в которых ничто не мешает глазу отдыхать. Системы хранения закрыты, а пространство пластично.

«Функция определяет дизайн». Это фундаментальная основа нашей работы. Мы выбрали этот подход, когда создавали студию и не ошиблись. По моим ощущениям и опыту заказчик также нащупал для себя эту концепцию, и она уже лет 5 как вышла на уровень конкретного запроса. В Беларуси эта тенденция дошла до самых отдаленных уголков страны. Заказчик подрос, научился видеть гармоничное и выделять его, ему помогает опыт путешествий, как реальных, так и виртуальных. У заказчика поменялись стереотипы, если в начале нулевых многие люди воспринимали, например, черное стекло в светильниках как отсылку к чему-то траурному, церемониальному, сейчас они открыты к европейским стандартам дизайна. Хотя любители «дорого богато» еще не перевелись. Но это относится больше к российскому клиенту, где запрос на классику с махровым зачесом все еще сохраняется.

 

CDC: Как Вы оцениваете уровень беларусcкого дизайна? Какие национальные традиции применяете в дизайне? 

 

Александр: Белорусский дизайн более интегрирован в европейский, ориентирован на него. Даже американская классика у нас проходит «на тоненького». Наши дизайнеры основной упор делают на красоту материалов, тактильные ощущения, легкость. Наверное, именно это основное отличие белорусских интерьеров. Я принципиально не отличаю белорусский дизайн от западноевропейского, поскольку многие наши дизайнеры могли бы занять достойное место в ряду европейских коллег.


Мы впитываем в себя все самое лучшее, оставляя худшее за бортом.


Использование национальных мотивов имеет смысл при реализации конкретных задач, при создании предметов, керамики, текстиля, если же сделать квартиру или дом полностью в таком стиле, это будет слишком в лоб, можно скатиться в пошлость. Если только это не ресторан национальной кухни. Но мы понимаем, что есть разница между общественным помещением и домом. В одном вы находитесь ограниченное время, в другом живете.

 

CDC: Какую роль в Ваших проектах играют иконы дизайна?

 

Александр:  Знаковые предметы – это якоря, на которых базируется проект. Чаще всего это яркие по форме либо своей истории объекты, которые на фоне минималистичного интерьера будут выполнять роль привлекающих взгляд предметов и поднимать уровень всего проекта. При этом нужно понимать, что в интерьере, как и в любом художественном произведении, есть предметы, которые играют главную роль, и те, которые являются второстепенными. Они должны дополнять друг друга, работать в унисон, чтобы не создавалось впечатления, что ты попал в мебельный салон.


Использование в интерьере предметов-икон напрямую связано с бюджетом. И мы уделяем выяснению этого вопроса пристальное внимание на первом этапе работы. Пропустив этот вопрос, вы рискуете создать всего лишь красивую картинку, которую клиент не сможет себе позволить. Даже при ограниченном бюджете мы стараемся применить дизайнерские столы и стулья. При этом мы исходим из того, что экономия не может быть бесконечной и не позволяем себе и заказчику скатываться до реплик и подделок. Не может себе позволить такую и такую фабрику, ищем что-то более бюджетное, но аутентичное. Если мы применяем элементы локального производства, они должны соответствовать уровню предметов-икон, уровню осветительных приборов. Паритетность – важный принцип качественного интерьера.

 

CDC: Приходилось ли Вам отказываться от проекта?

 

Александр: Да. Если видим, что проект не попадет к нам в портфолио. Тратить кучу времени, эмоций, воображения на проект, который не даст конвертации, мы не хотим. Есть категория заказчиков, которые говорят, что мы не хотим, чтобы кто-то видел проект и реализацию, другие отказываются от профессиональной сьемки. При том, что мы не разглашаем личные данные. Иногда идем на встречу. В идеале же хотим иметь возможность показать проект от идеи до реализации.

 

CDC: XXI век продемонстрировал резкий рост интереса к профессии дизайнера предметно-пространственной среды, Вам приходится нанимать молодых специалистов, как Вы оцениваете уровень подготовки, на что стоит обратить особое внимание? 

 

Александр: На практическую сторону вопроса. Выпускников много, но на рынке труда ситуация сложная. Найти соответствующих сотрудников трудно. Ребятам объективно не хватает практики, очень многие теоретические знания не отражают практики. Не хватает практических знаний. Это первое. Второй момент – это не столько знание законов цветоведения, композиции, сколько навыки общения с людьми, основы психологии. Молодые любят писать в мессенджеры, они перестали разговаривать с людьми. А текст не передает эмоции. Это усложнение работы самому себе. В живом общении, когда ты считываешь эмоции, гораздо легче решить спорные проблемы. Чем больше ты общаешься с людьми, тем эффективнее ты работаешь.


Дизайнер продает самого себя. Тем временем у нас мало где учат этому искусству. Продать какую-то услугу ты можешь, когда ты уверен в самом себе. Молодые тушуются. Практический опыт – это очень важная вещь.

 

CDC: Как часто у Вас случаются курьезные случаи?

 

Александр: Регулярно. В квартире закончились ремонтные работы, началась сборка мебели, в частности кухни. Это процесс не одного дня. Суббота, я уехал за город, в 11 часов вечера мне звонит заказчица, которая увидела промежуточный результат: «Александр, все пропало, это не моя кухня, здесь все не соответствует проекту, у меня такого не было». Я присылаю ей техническую документацию, все по плану, она говорит, что ничего не хочет. В конце концов договорились перенести разговор на утро. В 10 утра приходит новое голосовое сообщение: «А, у меня самая красивая кухня, я не ожидала, что будет так круто».

 

CDC: Кого из белорусских дизайнеров вы бы выделили?

 

Александр: Прежде всего Михаила Курносова (mihail_kurnosov), у него очень инстаграмные интерьеры, свой бренд «Запазуха» (zapazuha). Глядя на его выразительные проекты, я всегда представляю его эксцентричных заказчиков. Хороший уровень демонстрируют  «Зробим» (zrobim_architects), Анастасия Иванчюк (ivanchukinterior).

 

 

 

 

 

 

 

← вернуться назад