IНТЭP'ЕРВ'Ю

У нас

 - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото

Пятнадцать лет назад белорусских дизайнеров интерьера можно было сосчитать по пальцам, они были узнаваемы, стиль каждого был уникален, а лучшей рекламой была рекомендация из уст в уста. Интерьеры, созданные ими в 90-е и 00-е, стали классикой белорусской школы дизайна. Начиная со второго десятилетия ХХI века, ситуация на рынке искусства создания интерьера кардинальным образом изменилась. Если до начала века основной школой специалистов была Академия искусств и Политехнический университет, то к концу нулевых кафедры дизайна открылись во многих других вузах, в том числе и в БГУ.  Заработали профильные курсы.

 

Профессия дизайнера стала широко востребованной, а проходные баллы на специальность вскочили до небес. Количество специалистов в этой области стало расти в геометрической прогрессии.

 

Как найти того самого своего дизайнера, который поможет создать именно вашу среду обитания?

Чем отличается белорусский дизайн?

Кто эти люди, которые посредством своей профессии ежедневно влияют на вашу жизнь и жизнь ваших детей, формируют вкусы и предпочтения, управляют настроением и пишут сценарии семейных завтраков, ужинов и дружеских посиделок?

В поисках ответов на эти вопросы мы решили создать проект «Iнтэр’ерв’ю».

 

Автор проекта - Ирина Лозовская.
Название - Юлия Ляшкевич.
Автор обложки, верстка - Анастасия Крючкова.
Продвижение - Лилия Матяш.

 

Сегодня наш гость – дизайнер Елена Ерашевич.

 

Елена Ерашевич.

 

Елена Ерашевич (eerashevich) – дизайнер, чей стиль легко узнаваем, а умение играть с винтажными предметами придает интерьеру особенную выразительность и теплоту. Ее интерьеры всегда персонифицированы, элегантны и самодостаточны.

 

Елена выросла в семье художников и творческая среда, созданная родителями, несомненно повлияла на ее судьбу. Она рисовала всегда. А первые настольные книги были посвящены истории искусств и пластической анатомии.

 

CDC: Как Вы пришли в дизайн интерьера?

 

Елена: Я думала стать художником, были мысли о дизайне, архитектуре, профессии модельера (обожала шить и придумывать наряды). Любила делать перестановки, а моя любимая игра с игрушками заключалась в том, что я в основном обустраивала обстановку для них и укладывала спать летаргическим сном. Тем не менее я выбрала графический дизайн, закончила Витебский технологический университет, отделение графического дизайна и проектирования выставок. Проектирование у нас тоже преподавалось, мы изучали и эргономику, и объемные формы, и объемный дизайн у нас тоже был.

 

Мне казалось, что я буду рекламистом, это была моя мечта, к которой я стремилась со всей страстью. Но как только я выпустилась из университета, начала работать, поняла, что это совсем не то, чего мне хочется. В университете преподавались разные науки и все было масштабно, мы много рисовали, проектировали, а в работе пришлось делать мелкие вещи, визиточки, например, плюс ты не мог общаться с заказчиком. А оказалось, что мне очень важны люди, и я постепенно начала понимать это. И когда я осознала, что у меня нет доступа к заказчику, что задача, перед тем как попасть ко мне – исполнителю, проходит целый ряд этапов и теряет свою конкретику, поняла, что это не мое. Как и сидение за компьютером.

 

Я попала на работу в СКВИРЕЛ (skvirel.group), в отдел архитекторов, работала не только с плиткой, которая продавалась на двух этажах мегасалона, но и с премиальными продуктами: натуральным камнем, товаром топовых производителей. Мне это очень нравилось. Как раз тогда, благодаря общению с дизайнерами, которые к нам приходили, с заказчиками, у которых были очень интересные запросы, дома, я начала понимать, что это уже что-то такое, что мне нравится. Потому что это объем, это имеет очень прикладной характер, это нужно людям. То есть мне важно было заниматься именно прикладным искусством, потому что даже оценивая картины, которые я видела на выставках, я старалась понять, как это можно применить, какую пользу извлечь. У меня было очень практическое восприятие жизни. И тут оказалось, что это все можно сочетать в интерьерах.

 

Постепенно я начала брать заказы, много училась у приходивших в салон дизайнеров, расспрашивала досконально о том, как это всё делается на практике.

 

Больше пяти лет я проработала в СКВИРЕЛ, за это время у меня появились собственные успешные проекты. К тому же мой муж взялся реализовывать мои проекты. Вдохновленный моей страстью к интерьеру, он предложил работать вместе. Тогда это была очень успешная концепция, потому что между придумать и реализовать огромная дистанция, это две абсолютно разные задачи. Когда ты работаешь в команде с тем, кто может на практике осуществить твои идеи, кто ещё более практичен, у кого есть мужская логика, мужской подход, это – оптимальный случай. Заказчик от этого только выигрывает. Потому что я могу полностью погружаться в своё, творить, и в тоже время у меня есть какие-то технологические рамки, и я могу на месте обсудить любую идею, перед тем как её дальше разрабатывать. 

 

CDC: Еще в студенческие годы Вы выставляли свои картины в Совете Европы. Как Вам это удалось?

 

Елена: Пятеро студенток, в том числе и я, организовали выставку своих работ в Могилеве. Там ее посетил один из известных французских политиков, который пригласил нас с этой выставкой в Совет Европы. В это невозможно было поверить.

 

Нам очень помог Дмитрий Сурский, председатель союза дизайнеров. Он помогал нам и морально, и в коммуникации с посольством, и так далее. Потому что мы, девочки без каких-то доходов, учившиеся в Витебске, даже не в Минске, элементарно не справились бы с процессом подготовки.

 

Месяц мы прожили во Франции, в Страсбурге, потом нас пригласили сделать выставку в зале Европейского Суда, но мы уже успели распродать все свои работы. Это была фантастика! У нас не было идей, для чего мы туда попали, но на самом деле мы посетили Париж, мы попали и на выставку Филиппа Старка, и в музей Помпиду, и в Орсе. Это было первое осознанное прикосновение к дизайну и его магии, когда ты понимаешь, что все, что есть вокруг тебя, это здорово. И в принципе, это путешествие оказалось для меня, и до сих пор является, большим вдохновением, чем изучение журналов и других различных дизайнерских ресурсов. Мне надо увидеть, потрогать. Я визуал и кинестетик, мне очень важно прикоснуться, оказаться в ауре.

 

CDC: Как Вы полагаете, является ли дизайн продуктом для всех?

 

Елена: Я считаю, что дизайн для всех.  Не зря скандинавская философия говорит об этом. Дизайн во всем, во всем утилитарном, чем мы пользуемся. Просто вопрос в реализации, и в возможностях. Конечно великое классическое искусство без меценатов никак не реализовалось бы, только богатые люди могли позволить художнику творить. Если с этой точки зрения рассматривать, то можно сказать, что дизайн высокого уровня, может быть реализован только при больших финансовых вложениях.

 

Но я не отрицаю и совершенно не исключаю присутствие дизайна в самой простой жизни, так как дизайн – это процесс творческий, не только денежный. За счет цвета, фактур можно реализовать любые классные идеи. Это можно в любой финансовой, скажем так, категории сделать. Может быть вопрос больше по уровню профессионализма дизайнера в этом случае.

 

Но я не буду отрицать, что высокие бюджеты дают большую свободу творчеству и больше возможностей, как и в любой сфере жизни.

 

CDC: Какие тенденции в современном дизайне Вы бы отметили?

 

Елена: Я вижу запрос на индивидуализацию, на распознавание личности и внутренних потребностей человека. То есть я вижу дизайн даже как метод раскрытия потенциала человека, через то, как человек ощущает себя в том или ином пространстве. Это значит, что там, где мне хорошо, там я могу отталкиваться от этой точки «хорошо», развиваться и полноценно реализовываться, больше показывать себя, а там, где мне плохо, могу по себе сказать, я ощущаю дискомфорт на всех уровнях – и на физическом, и на эмоциональном. А будучи в низком эмоциональном тонусе, я ничего не могу делать.

 

Также и любой человек – творец своей жизни – может творить только в комфортной обстановке. И для каждого она своя, кому-то минимализм комфортен, а кому-то до сих пор снятся шикарные 90-е, и почему нет, если человеку там хорошо.

 

CDC: Как бы Вы определили свой стиль?

 

Елена: Я бы сказала, что это смешение приемов и стилей для того, чтобы в материальной форме выразить мое эмоциональное восприятие заказчика. Это эклектика. Это чувственный, эмоциональный, живой дизайн. Это точно не про сиюминутные тренды. Мне интересна и детализация, и общее восприятие объекта. И я не могу представить своих заказчиков в таком чистом, очень схоластичном минимализме, в принципе, ко мне за этим и не приходят.

 

CDC: Как Вы строите отношения с заказчиком, жестко ведете или следуете за ним?

 

Елена: Мы идём рядом. Возможно я идеализатор, но я верю, что в каждом человеке есть творец, и важно его просто достать. Мне нравится, как люди раскрываются в процессе работы. Бывает, человек сложно формулирует запрос, но, когда мы начинаем глубже и больше общаться, заказчик расслабляется, опускает какие-то рамки, я вижу, что там внутри сидит идея, сидит чистое понимание результата. Это просто надо очень красиво преподнести, добавить свое видение. Я люблю творить вместе с заказчиком. Чаще всего так и получается.  Мне интересен в первую очередь человек, и он внутри интерьера, а не красивые вещи в себе.

 

CDC: Вы часто применяете винтажные предметы. Откуда взялось это увлечение?

 

Елена: Конечно я люблю винтажные интерьеры. Я очень люблю винтаж и очень люблю ходить по блошиным рынкам, это мое отдельное увлечение, которое родилось из путешествий, в частности еще в студенческие годы на каникулах я жила в Амстердаме. Там такие прекрасные интерьерные магазины, разношерстные, атмосферные. Как раз тогда пришла любовь к винтажу и к дизайну тоже. А сейчас я часто бываю в Санкт-Петербурге, который стал для меня таким же источником и вдохновения, и предметов, которые можно увезти.

 

CDC: Какой из Ваших интерьеров самый любимый?

 

Елена: Я люблю каждый свой интерьер, и каждый раз, когда я заканчиваю, если получается организовать съемку, а это 2-3 дня, в течение которых ты фактически живешь на объекте, у меня появляется ощущение «я бы там жила». Это критерий. Скажу о двух интерьерах. Во время работы над одним из них мы очень тонко и хорошо сработались с заказчиками. Они прожили там месяц, но потом им нужно было уехать, и эта квартира продалась за такую сумму, за которую, мне казалось, такой метраж не продашь. Даже мой муж говорил, что да, там всё очень классно сделано, но вряд ли люди купят. А человек купил её за атмосферу, выбрав с первого взгляда.

 

Для меня это была прекрасная оценка. Мы познакомились с покупателем, он нас пригласил к себе. Это было очень ценно. Не то, что меня оценили как специалиста, потому что твои профессиональные качества важны скорее в компании коллег, в публикациях, тогда ты оцениваешь себя «да, я хорошо сделал работу». А тут было какое-то другое ощущение, очень важное и серьёзное. Если этот интерьер отзывается не только хозяевам, но и кому-то еще, то это дорогого стоит.

 

Второй интерьер, съемку которого я недавно закончила и начала выкладывать, мне тоже очень близок. Он совсем в другом стиле. Квартира-сталинка, о которой я говорила выше, там всё было очень рукотворно, очень тонко. Интерьер квартиры в ЖК Левада получился в современном стиле, свободным от рамок. Не сказать, что он ноу-хау или прорывный, но очень свободный, европейский и расслабленный. И делался он также в тесном сотворчестве с заказчицей.

 

CDC: Какой из новых кварталов Минска Вы считаете наиболее комфортным для жизни?

 

Елена: Если говорить о современных ЖК, то самой классной я считаю «Леваду», потому что там город в городе и в тоже время малоэтажная застройка, есть много природы, есть река. Мне очень важно, чтобы природа была рядом, и чтобы она прямо входила в дом. И там есть ощущение безопасности, спокойствия, которое в других жилых комплексах я пока не испытывала.

 

Если говорить о моих личных предпочтениях, то это сталинки на Коммунистической, всё, что рядом с парком Горького, Румянцева, Берестянская, –  в целом это только сталинки, и центр, где ты можешь везде попасть пешком, где есть душа, история.

 

CDC: Что Вам не нравится в Вашей профессии?

 

Елена: Об этом интересно подумать. Бывает, что мне не нравится, когда не слишком высоко ставится труд дизайнера, заказчики, которые не готовы до конца что-то реализовывать. Не потому что они стеснены в бюджете, а потому что они ограничены в своих представлениях.  Это мне не нравится, потому что я не могу это распознать заранее. Я действительно очень эмоциональная, очень эмоционально воспринимаю людей, мне может понравиться сама планировка, сам интерьер, я берусь за работу, а потом оказывается, что заказчик не дотягивает в понятии определенных категорий. Вижу, что это невозможно донести, то вот эта стена непонимания меня расстраивает.

 

Вообще самая большая проблема в голове, и как только возникает недопонимание, я сразу понимаю, что это была моя сложность.

 

Поэтому эта история переходит в категорию, что в следующий раз я сделаю по-другому.

 

CDC: Чьи интерьеры Вас вдохновляют?

 

Елена: Я, когда шла на интервью, думала, как отвечу на этот вопрос, потому что у меня нет списка. Я просматриваю различные ресурсы, но не могу сказать, что есть 3-4 дизайнера, на которых я постоянно смотрю и вдохновляюсь: хочу так, или просто беру от них что-то. Мне нравятся какие-то люди как личности, весь образ. Елена Сальмистраро (elenasalmistraro), которая создает и дизайн, и украшения и сама выглядит как произведение искусства. Она привлекает меня как личность, я не рассматриваю ее интерьеры в отрыве от нее самой. Я воспринимаю человека и саму себя как нечто цельное, в рамках которого происходит какой-то творческий процесс.

 

CDC: Как бы Вы описали своего клиента?

 

Елена: Я просто наслаждаюсь ими, потому что это очень начитанные, в разной степени вовлеченные в искусство люди, которые совмещают поездки с посещением музеев, выставок, концертов и так далее. Это высокоинтеллектуальные, свободные в своих суждениях люди, которые много видели, много где бывали. И это люди разных поколений. Я порой даже удивляюсь тому, сколько у нас осознанной, глубокой и интересной молодежи. У меня сейчас более молодые заказчики, чем я, и я ими восхищаюсь, потому что они знают, чего хотят от жизни и ценят себя и окружающих.

 

 CDC: Учитываете ли Вы в своей работе тенденцию к созданию сценариев жизни через интерьер?

 

Елена: Чудесная ценность свободного времени, которое человек может посвятить себе или своей семье, становится важным фактором. Потому что, раньше создавался интерьер, в котором «я пришёл, поел, поспал», больше как функция. Были конечно моменты, когда выплывали вопросы, где будет кресло для почитать или посидеть вдвоем поговорить, но это было редко. Сейчас эти потребности обсуждаются каждый раз. Люди стали выделять намного больше времени для себя, для близких. Сегодня это тот самый главный ресурс, который они могут себе позволить. То есть превалируют не деньги, которые вложены в отделку, а именно время.

 

 CDC: Вы продолжаете рисовать?

 

Елена: Мало, только скетчи для быстрой презентации своих идей, потому что я не часто использую 3D визуализацию. Но у меня сейчас есть проект, который связан как раз с искусством, с художниками. Я собираю коллег дизайнеров, архитекторов мы ходим в мастерские к художникам, знакомимся поближе с нашими белорусскими мастерами. Ездили в Витебск, в планах у нас Гродно и Могилев. Как правило – это очень глубокое многочасовое общение в мастерской художника, когда он раскрывается. Этот проект помогает продвигать национальное искусство, создавать новые связи, что очень важно для художников, которые не всегда могут коммерциализировать свою деятельность, с одной стороны, с другой – дает дизайнерам возможность создать базу предметов искусства для использования в интерьерах, и самое главное – это творческое и человеческое общение на фоне и в контексте искусства и художника.

 

 

 

 

← вернуться назад