IНТЭP'ЕРВ'Ю

У нас

 - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото

Пятнадцать лет назад белорусских дизайнеров интерьера можно было сосчитать по пальцам, они были узнаваемы, стиль каждого был уникален, а лучшей рекламой была рекомендация из уст в уста. Интерьеры, созданные ими в 90-е и 00-е, стали классикой белорусской школы дизайна. Начиная со второго десятилетия ХХI века, ситуация на рынке искусства создания интерьера кардинальным образом изменилась. Если до начала века основной школой специалистов была Академия искусств и Политехнический университет, то к концу нулевых кафедры дизайна открылись во многих других вузах, в том числе и в БГУ.  Заработали профильные курсы.

 

Профессия дизайнера стала широко востребованной, а проходные баллы на специальность вскочили до небес. Количество специалистов в этой области стало расти в геометрической прогрессии.

 

Как найти того самого своего дизайнера, который поможет создать именно вашу среду обитания?

Чем отличается белорусский дизайн?

Кто эти люди, которые посредством своей профессии ежедневно влияют на вашу жизнь и жизнь ваших детей, формируют вкусы и предпочтения, управляют настроением и пишут сценарии семейных завтраков, ужинов и дружеских посиделок?

В поисках ответов на эти вопросы мы решили создать проект «Iнтэр’ерв’ю».

 

Автор проекта - Ирина Лозовская.
Название - Юлия Ляшкевич.
Автор обложки, верстка - Анастасия Крючкова.
Продвижение - Лилия Матяш.

 

Сегодня наш гость – дизайнер Ирина Дайнеко.

 

Ирина Дайнеко.

 

«Iнтэр'ерв'ю» с ландшафтным дизайнером Ириной Дайнеко (_irina_daineko)(daineko_group).

Работы ландшафтного дизайнера Ирины Дайнеко выделяются особым образом. Создавая сады, она не только генерирует красоту, но и реализует концепцию жизни в гармонии с природой. Каждый загородный дом, прошедший через ее руки, становится отдельным микромиром, доставляет радость и удовольствие людям, формирует экологичное мышление, а также спасает землю от хаоса и запустения. В ее работах все продумано до мелочей и зависит от условий, которые в данном конкретном месте предлагает природа.

 

Заботу о красоте и наполненности ландшафта Ирина воспринимает как долг, как служение Земле и Природе.

 

CDC: Ирина, Вы выбрали такую сложную и непредсказуемую дисциплину как ландшафтный дизайн, почему?

 

Ирина: Я недавно услышала, что человеку не нужно искать своё предназначение, свою профессию. Вся жизнь, складывающиеся обстоятельства ведут нас к нему.

 

Я всегда любила природу, особенно цветы, делала палисадники. Однажды моя тетя, которой, к сожалению, уже нет с нами, пришла и сказала: “Ира, ты любишь растения и любишь рисовать. В технологическом университете есть классная профессия - инженер садово-паркового строительства. Она связана и с природой, и с рисованием”. Она сама в свое время планировала поступать туда, но по каким-то причинам этого не случилось. Из множества специальностей, которые предлагал институт, она очень грамотно выбрала ту, которая мне соответствует наилучшим образом. И я ей за это очень благодарна.

 

Мы изучали и архитектуру, и дизайн, и целый ряд других дисциплин, что давало возможность по окончании вуза выбрать разные направления. Я выбирала между проектным институтом и непосредственно ландшафтным дизайном. И уже 13 лет работаю в последнем.

 

CDC: Для того, чтобы работать с растениями, с природой, нужно иметь какой-то особый склад характера?

 

Ирина: Я недавно вела прямой эфир у себя в рабочем аккаунте в Instagram. И эфир я начала так: “Наша профессия - это однозначно про служение”. То есть это не эгоцентричная профессия, которая позволяет утверждать: я художник, я творец, я так вижу. У природы есть свои законы гармонии, которые не зависят от нашего видения. Поэтому - служение. Нужно иметь смелость усмирить свою гордыню, иметь понимание того, что это профессия в первую очередь о служении земле и людям. И только во вторую о том, что я творю.

 

Ты служишь сначала земле, понимаешь ее законы. Размышляешь, почему солнце восходит, луна появляется, почему листья опадают, окрашиваются. Потом ты служишь человеку. Значит, ты понимаешь, что люди все разные, что мы сейчас живем в мире «демократии». И независимо от политических и экономических событий, мир сейчас очень интересный и многообразный. Тебе позволено носить и брюки, и платье, и красное, и черное. Право на самовыражение стало характерной чертой времени, и, работая с очень разными людьми, ты можешь найти единомышленников, которые оценят твой подход к решению профессиональных задач. То есть тут нужно правильно себя найти. 

 

Соответственно, ты должен быть негорделивым, добродушным, понимающим и любящим людей и жизнь вокруг человеком.  У тебя должен быть вкус, насмотренность, общая и специальная эрудиция.

 

Как и в любой профессии, в нашей важна целеустремленность.

 

Ещё одно важнейшее качество, которым должен обладать человек, работающий в нашей профессии, — отсутствие стремления все контролировать. В отличие от архитекторов или предметных дизайнеров, которые работают с инертными материалами и правомерно рассчитывают на конкретный результат, мы работаем с природой, которую невозможно контролировать. Поэтому те люди, которые выращивают растения и ухаживают за ними, немножко сумасшедшие. Нужно иметь какой-то внутренний невроз, какое-то психологическое расстройство, которое позволяет влезать в историю, на итог которой ты никак не можешь повлиять.  И нас это кормит.

 

CDC: Ваша профессия находится на стыке различных дисциплин и требует вполне себе конкретных знаний не только в области архитектуры и дизайна, но и в области ботаники, почвоведения, геологии, климатологии. Сложно?

 

Ирина: Работая с природой, ты никогда не знаешь, чем дело кончится. При этом убеждаешь заказчика в том, что все будет хорошо и мы перезимуем.  А сам понимаешь, что ты вообще не знаешь, что будет. Ты не знаешь, какая будет весна, сколько выпадет осадков, кто и что сгрызет. Это ребенок может плакать, корчиться, и ты понимаешь, что он испытывает дискомфорт. У растения все иначе. Ты на него смотришь, оно желтеет, а потом просто умирает. А отчего? Чаще всего это можно узнать, только спилив. Мы никогда не знаем, что приживется, а что нет. При этом растения на разных участках ведут себя  абсолютно по разному. Одна и та же сосна в этом месте будет шикарно расти, а в другом — еле-еле. Поэтому кроме знаний мы делаем свою работу на основании веры в то, что все будет хорошо.

 

Мы находимся в плену огромного количества скрытых моментов. Например, вода. Ты никогда не знаешь, куда она потечет. Это такой объем силы нашей планеты. Мы сами на 80 процентов состоим из воды. И мы не можем ее контролировать. И ты с ней пытаешься как-то, как с Богом, договориться: «Пустите! Дайте хоть капельку знаний! Можно я тоже тут поколдую! Мне тоже хочется миры посоздавать, можно я тут тоже побуду маленьким Богом». Сложно, очень сложно.

 

CDC: Такие обстоятельства требуют специальных отношений с заказчиком?

 

Ирина: Здесь получается так, что самые комфортные классные отношения с теми, кто тоже любит природу. Потому что тот, кто любит ее, в основном образован в этом вопросе. Как минимум помнит биологию и «Человек и мир» с младших классов: почему эрозия происходит, как растут корни, где ствол. Не задают банальных вопросов, начинают фанатеть, как и ты. Они точно так же мечтают создавать маленькие миры и видеть, как это работает.

 

Люди, которые не любят это, обычно ограничиваются газоном. И даже не задумываются. Когда люди не делают сада, я это называю «Сам не гам и другим не дам». Это значит, что человек и для людей ничего не оставил, и природе не отдал. Как бы зарезервировал кусок земли, а зачем? Еще и в коробку зашился. Тем временем загородная жизнь предполагает находиться и пользоваться контекстом природы. А когда природа неважна, то зачем. В таком случае можно купить себе классную квартиру с террасой, ухаживать за двумя кустами в кадках – и все.

 

Свою профессию я рассматриваю не просто как дизайн-дизайн. Это история не то чтобы о спасении Земли, скорее о том, чтобы блюсти порядок. Как древнегреческие мифологические дриады -  защитницы деревьев, феи, которые жили в лесу и отвечали за определенное дерево.

 

Я считаю, что мы, ландшафтные дизайнеры, такие феи, которые смотрят, чтобы был порядок. Потому что это создает гармонию. Потому что, если случиться дисгармония в экологии, если мы осознанно не придем к каким-то решениям, нас заставит жизнь. Это как с телом, если мы изначально не следим за собой, за своим здоровьем, однажды организм скажет «здрасьте». Здесь точно такие же законы. И это просто вопрос времени. Это коснется или нашего поколения, или поколения наших детей, или поколения наших внуков. Рано или поздно это вопрос все равно поднимется.

 

CDC: Это вопрос ответственности?

 

Ирина: Да. И хотя я говорила, что я творец, я прежде всего слуга земли. Есть люди, которые дворы убирают, скалывают мусор - дворники. Я свою работу, наверное, спустя год стала воспринимать больше вот такой. Как слуга, я должна сделать порядок. Как творческий человек, я должна сделать красивый порядок.

 

CDC: С высоты своего практического опыта как вы оцениваете систему подготовки ландшафтных специалистов?

 

Ирина: Когда-то в средневековье была правильная история: ты сначала подмастерье, потом идешь, учишься.

 

Я считаю, что и образование должно так строиться, чтобы ты сначала получил прикладную профессию, как когда-то в ПТУ, с которых мы смеялись, подумал о правильности своего выбора, немного поработал, а потом продолжил высшее образование. В 18 лет мы не очень хорошо понимали, зачем нам почвоведение, мелиорация, знания о том, как растет лес и как считать древесину, как правильно вырубать лес, как формируются заповедные зоны, градостроительство, рекреационная нагрузка на территорию и т.д. Было очень много курсовых работ. И шурфы копали в земле, и ходили с термометрами. Разбирались, почему в лесу теплее, в поле холоднее, как тает снег. И, возможно, я не все запомнила, но самое главное из вузовского образования я взяла — научилась учиться, критически мыслить, связывать предметы и явления. Поэтому сегодня меня не пугают вопросы, ответов на которые я не знаю. Я знаю, где и как их искать.

 

И те, кто только приходит в профессию, довольно быстро понимают, что их представления отличаются от действительности. Почему архитекторам очень сложно работать с растениями? Они привыкли к статичным материалам, и деревья относят почему-то больше к инертным материалам. А это все живое, оно постоянно движется, не смотря на то, что в отличие от животных, никуда не бежит и не издает звуков. Но на самом деле у растений присутствуют все процессы как у человека, как у животного. Исследования показали, что когда умирает растение, его соседи расстраиваются, как-то обволакивают его.

 

Они конкурируют друг с другом, они лечат друг друга. Они держатся корнями и когда кто-то из них заболел, таким образом передают информацию. И другие растения начинают выделять в воздух больше фитонцидов, чтобы защитить и защититься. Вот такая коммуникация.

 

Помните фильм «Аватар»? Он потрясающе отражает то, что мы не хотим видеть. Это просто дерево, это просто пень, мы стол потом сделаем. Мы эксплуатируем лес и растения исключительно как материалы. Если взять линейку человек - камень, почему деревья (все растения) отсюда выпали? А ведь они намного ближе к человеку, чем мы думаем. И на уровне их физиологических процессов растениями можно управлять. Например, береза быстро растет. Но если березе ограничить воду и посадить ее в замкнутое пространство, то она будет расти медленнее и останется маленькой.

 

Если у нас растение растет пузатеньким, толстеньким, мы его садим в цветник. То есть мы на него так воздействуем, так, что оно выпускает длиннющие побеги и не цветет. А нам как-раз это и надо было — красивые стебельки с листьями. Эти приемы знает ландшафтный дизайнер.

 

CDC: Чем отличается современный ландшафтный дизайн?

 

Ирина: Прежде всего это, конечно, экология. Накануне мы с коллегой рассматривали проект, подготовленный для международного конкурса. Красиво, эстетично, но для конкурса этого недостаточно. Не хватает концепции. Все основные ландшафтные конкурсы сейчас во главу угла ставят проблемы экологии: чем ты полезен, что ты спас, что сделал для земли, что сделал для человека? Если в твоей работе этого нет, тебе нечего делать на конкурсе. Самая красивая картинка без экологического содержания — это вчерашний день.

 

Сейчас в ландшафтном дизайне превалируют простые планы: пятно рощи или какая-то дорожка, ничего лишнего, никакого нагромождения. Локальное пятно в центре композиции, и все. Большие масштабы. Посадки, цветники занимают много места. Например, если брать стандартный участок 15-20 соток, то цветник единым пятном может занять 7 соток. И там внутри будет сделана зона барбекю, человек будет сидеть, а вокруг него будут летать бабочки, это своего рода райский сад. Концентрированный микромир. Он может быть более минималистичным: уходить в травы, в определенную монокультуру. Этот прием используется при стилизации, зависит от архитектурного решения. Когда тебе нужно дать какую-то выразительную линию, то ты высаживаешь злаки. Однако, основной тренд сегодня — насыщенная посадка, в которой растения сменяют друг друга в зависимости от сезона, послойно. Такое огромное растительное сообщество. Мы в Беларуси отстаем лет на 100. Ландшафтный дизайн отстает по экологии и созданию растительных сообществ на 100 лет. То есть то, что люди делали 100 лет назад в Голландии, и что давно стало нормой, у нас только начинают преподавать.

 

CDC: Представления людей в большинстве своем опираются на достижения вчерашнего дня. Трудно убеждать заказчиков?

 

Ирина: Когда ты меняешь свое мировоззрение, каким-то непонятным образом к тебе начинают притягиваться соответствующие люди, которым нравится то же, что и тебе. Мы обсуждаем с заказчиками такие темы, как энергия и пространство, важность сада, как это влияет на детей с точки зрения эстетики, экологии и здорового питания. Рассуждаем об эстетике мышления для ребенка, который растет в окружении бабочек, цветов, птичек. Люди откликаются на такие ценности и их не нужно уговаривать. Людей, которым важен мир, в котором они живут, становится все больше и больше. Такой ландшафт может быть выражен в более четких линиях, либо в пейзажных. Это не принципиально, это вопрос дизайна. В противном случае я говорю: “Вам пока рано, Вам не надо”. Иногда советую обратиться к другому специалисту.

 

Учитывая наше вековое отставание, сложно догонять семимильными шагами. Многое пропускаем. Я ставлю себе потолок мирового стандарта. Не потому, что у нас в Беларуси плохой дизайн, композиционно у нас работают грамотно, но философски, концептуально мы, к сожалению, ландшафт не рассматриваем. Такой разрыв.

 

Бывают просто курьезные случаи. Люди забывают элементарные знания из школьной программы, не могут отличить сосну от елки.

 

Но иногда приходят такие девушки, которые позволяют тебе создать на их участке настоящий микромир. Таким заказчикам я очень благодарна. И потом, когда они присылают мне фотографии, и я вижу свою работу в развитии, мне очень приятно. Это настоящее удовольствие от классно сделанной работы.

 

CDC: На каком этапе следует приглашать ландшафтного дизайнера?

 

Ирина: На этапе выбора участка. Почему? Самые красивые участки — это участки на рельефе. Именно они дают красивые панорамные виды, горизонт. Но, это дорого в исполнении.

 

Почему нужно приглашать нас в самом начале? Для того, чтобы в последствии ландшафтный дизайн стал не спасательным кругом, а чтобы он был продуманным, творческим, вписанным в контекст. Тогда мы получаем максимальную гармонию участка, архитектуры и человека, который там живет.

 

Я слово дизайн, как таковой, вообще уже стараюсь не употреблять. Мне больше нравиться слово интеграция. Интеграция человека в природу. ТЗ должно формироваться не на уровне «сделайте мне красивенько», а на уровне «помогите мне интегрироваться в природу, я хочу жить в природе».  Чтобы все было правильно, должен существовать круговорот энергии. Куда ты будешь приезжать и где даже на уровне ощущений все будет правильно.

 

А в действительности человек сначала придумывает себе дом, а только потом ищет участок. Находит участок с перепадами высот 5-9 метров, а дом хочет в стиле Шале. У меня был такой опыт. На участке пришлось насыпать невероятное количество грунта. Хотя надо было изначально, если хотел Шале, выбирать участок с ровной площадкой. Не просто под дом, а еще и под место для отдыха.

 

Раньше я стеснялась об этом говорить. Да и не было такого опыта и такого количества объектов. Тогда казалась, что вот мы придем на любой объект и сделаем все красиво! Мы то, конечно, сделаем все красиво в любом случае, просто можно изначально сделать все грамотно и без лишних расходов.

 

Я могу точно сказать, сколько будет закопано в землю и какой можно поставить дом. Дальше подключается классный пейзажист, в Европе есть такая профессия, который помогает вписать дом. Потом приходит архитектор, потому что на интересный участок необходим индивидуальный проект. Когда есть такая связка, то каждый на своем месте выкладывается на 100% и получается в итоге то, что надо.

 

Если выбран не тот участок, не тот дом, то работать с ландшафтом потом очень сложно. Иногда покупают участок, где дом уже стоит. Честно, проще снести. Существуют определенные нормы. Я не могу, например, залезть к соседям, посадить деревья там, где хотелось бы их видеть. А мы все стремимся к приватности. Десять раз подумайте, нужна ли вам эта коробка? Потому что, когда доходят до ландшафта, оказывается, чтобы получить эффект в ближайшие 2-3 года, нужно вбухать приличную сумму.

 

И порядок цен за ландшафт это не 10 000 USD. Моя ответственность, начиная с нуля, с заборами, растениями, парой крупномеров от 50 000 и до … А когда спасаешь, то много и доливать приходится, и многое закапывается в землю.

 

А при продаже вы не сможете объяснить, что только в участок засыпали 20 000. Вы то засыпали, а сада нет.

 

CDC: С кем из архитекторов Вы работаете?

 

Ирина: Я активно работаю с Женей Дайнеко. С Кириллом Скорыниным (pixel_rock) работала, с Дмитрием Тельцовым (teltsovdima), (teltsov_architects).

 

Лет 20 назад к нам было пренебрежение архитекторов. Ну кто мы такие? Озеленители, не больше! Может, потому что достойных работ на тот момент не было. Они думали, что сами что-то сделают.

 

Мне очень повезло с Женей и я ему очень благодарна за то, что получила так много интересной работы. Это классный опыт. Женя такой архитектор, который может работать с рельефом. У него так все организовано, что мне нужно сделать только растительный стайлинг. Технические вопросы мне решать уже не нужно. Классный архитектор может решить все технические задачи сам.  Даже если у тебя коробочка-квадратик, все равно надо понимать как поставить, куда поставить, с пространством поработать как с LEGO и тогда мне останется только растительная стилизация. Женя зовет меня в основном на этом этапе.

 

Некоторые архитекторы экономят и не привлекают меня на этап посадки дома. Косячат, а я потом спасаю. Всегда сложно делать рельеф с перепадом. На плоских участках часто возникает вопрос с водой, снег тает, а течь некуда. Или грунтовые воды. Это может стать проблемой навсегда. Мне везет с грамотными архитекторами. Один московский архитектор, с которым мы работали, как-то сказал: “Ира, если я идиот, то ты так мне и говори”. Это правильно, потому что каждый из нас специалист в своем деле. Дом — это продукт коллективного творчества.

 

CDC: Полагаю, привлечение ландшафтного дизайнера на этапе выбора участка еще не стало нормой. Какие советы Вы бы дали людям, которые делают это самостоятельно?

 

Ирина: Смотрите на окружение, на контекст. На цель, для чего ты покупаешь дом, собираешься жить круглый год или использовать как дачу. Это большая разница. Какие особенности геологии и какие проблемы с ними могут быть сопряжены. Какая почва. Перепады рельефа. Какая роза ветров. Дом на опушке и дом посреди поля — это две большие разницы. Что у тебя в приоритете природа или дом? Какие соседи и смогут ли они довести строительство до конца.

 

И, конечно, психотип людей. Есть те, кто любит ветер, свободу и солнце целый день. А есть интроверты. Им надо скрыться в природе.

 

 CDC: Что бы Вы посоветовали тем, кто начинает свою деятельность в ландшафте?

 

Ирина: Учиться. Всегда и всему. Это должно стать вашей внутренней потребностью.

 

Я отношусь к тому типу людей, которые используют все возможности в мире. Поэтому я здесь. Если бы я просто сидела серой мышью и что-то там делала, то обо мне просто никто бы не знал. Не знали бы ни архитекторы, ни другие партнеры, ни заказчики, никто. Я бы просто жила в каком-то маленьком мире. Поэтому будьте смелыми.

 

Будьте любопытными. Я всегда просматриваю работы победителей основных конкурсов, захожу на их сайты, знакомлюсь с публикациями, с аккаунтами в соцсетях, смотрю на кого они подписаны, где учились. Такая цепочка. Только так можно найти лучших и лучшие образцы нашего искусства.  Если ты постоянно мониторишь тему, то сама лента в Instagram подкидывает тебе качественную информацию. Соцсети тоже живая система, которая сама подстраивается под тебя. Так создается насмотренность.

 

Хотите сформировать насмотренность  — почистите свою ленту. Если по этическим соображениям неудобно удалить друга, который днями постит ерунду, создайте новый аккаунт. Выберите себе соответствующих людей, формируйте сами себе то поле информации, в котором будете вариться. Находите себе профессиональных кумиров и наблюдайте за ними. Это помогает сформировать вкус.

 

CDC: Какую часть Минска Вы бы отметили особенно?

 

Ирина: Самая достопримечательная часть Минска это водно-зеленая система Цнянская. Проект, которой получил премию в СССР. Ее создали люди, которые любили наш город.

 

Я очень люблю свой город! Люблю свою землю, родителей. Дороже этого ничего нет! И я буду служить столько, сколько понадобится! Вот и все!

 

 

 

← вернуться назад