IНТЭP'ЕРВ'Ю

У нас

 - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото - фото

Пятнадцать лет назад белорусских дизайнеров интерьера можно было сосчитать по пальцам, они были узнаваемы, стиль каждого был уникален, а лучшей рекламой была рекомендация из уст в уста. Интерьеры, созданные ими в 90-е и 00-е, стали классикой белорусской школы дизайна. Начиная со второго десятилетия ХХI века, ситуация на рынке искусства создания интерьера кардинальным образом изменилась. Если до начала века основной школой специалистов была Академия искусств и Политехнический университет, то к концу нулевых кафедры дизайна открылись во многих других вузах, в том числе и в БГУ.  Заработали профильные курсы.

 

Профессия дизайнера стала широко востребованной, а проходные баллы на специальность вскочили до небес. Количество специалистов в этой области стало расти в геометрической прогрессии.

 

Как найти того самого своего дизайнера, который поможет создать именно вашу среду обитания?

Чем отличается белорусский дизайн?

Кто эти люди, которые посредством своей профессии ежедневно влияют на вашу жизнь и жизнь ваших детей, формируют вкусы и предпочтения, управляют настроением и пишут сценарии семейных завтраков, ужинов и дружеских посиделок?

В поисках ответов на эти вопросы мы решили создать проект «Iнтэр’ерв’ю».

 

Автор проекта - Ирина Лозовская.
Название - Юлия Ляшкевич.
Автор обложки, верстка - Анастасия Крючкова.
Продвижение - Лилия Матяш.

 

Сегодня наш гость – дизайнер Алексей Дайнеко.

 

Алексей Дайнеко.

 

Не смотря на то, что Алексей Дайнеко (alexeydaineko) рос в семье архитектора, в детстве его интересовали преимущественно спорт и другие мальчишеские хобби. Именно благодаря спорту он довольно много путешествовал, а становиться архитектором и вовсе не собирался. Однако ко времени окончания школы осознал, что не имеет других интересов кроме гуманитарных и решил пойти в архитектурный. Довольно быстро подготовился и поступил. Сегодня архитектор Алексей Дайнеко является одним из лидеров рынка.

 

CDC: Теперь Вы работаете и как архитектор, и как дизайнер. Почему не разделяете эти два вида деятельности?

 

Алексей: Архитектура первична, является основой всего. Дизайн и дизайнеры вырастают из архитектуры, я имею в виду тех, кто создает предметы, философию, тренды, мировоззрение. Это все неразделимо.

 

Что касается интерьера, можно так ответить: меня интересует само пространство. Конкретный потребитель или исторический персонаж не олицетворяют интерьер. Он самодостаточный. Моя роль заключается в том, чтобы создавать уникальность, делать пространство видимым и понятным. Когда это складывается, в нем, как в кристалле, пересекается абсолютно все: и технологии, и искусство, и деньги, и политика, и мировоззрение личности, и эпоха. Это и важно выявить.

 

CDC: Если бы лет через 50 Вам пришлось воссоздать в кино, например, наше время, как бы вы действовали?

 

Алексей: Для меня это вопрос бытия. Культура человека вырастает из его быта. В кино это может быть какой-то журнал, посуда, мебель. В моем детстве был журнал «Юность» и много газет, советские машины.  Воспроизводя сегодняшний день, можно положить iPad, цветы, которые здесь выросли. Сам фильм можно снять на телефон. Деревья же остались, небо осталось. Мне кажется, что этически мы сильно не меняемся, а эпоха отражается в каких-то культурных особенностях. Людям всегда одинаково присущи и дикость, и варварство, и возвышенное. Какие-то разрушительные явления, войны тоже характеризуют эпоху.

 

CDC: В Беларуси сложилась уникальная ситуация в том плане, что мы не видим, как формировалась преемственность в архитектуре и дизайне. Многочисленные войны, советский период привели к тому, что часто мы предпочитаем снести, а потом построить заново. За последние 30 лет у нас сформировалась целая индустрия в этой сфере. Как бы Вы ее охарактеризовали?

 

Алексей: Люди всегда оппортунисты. Для любого взрослого улучшение качества жизни большая ценность. 

 

Посмотрите, как появился Миланский мебельный салон. Кроме традиции семейных производств и семейных традиций, склонности к прекрасному у итальянцев ничего не было, это была периферия Европы, а немцы и скандинавы в области дизайна были далеко впереди. Основатели Миланского салона выбрали доктрину, согласно которой участники Салона должны были работать так, чтобы определять будущее дизайна. И тут же появились мозги, инженерия, трансформировалось преподавание. В области технического прогресса итальянские инженеры стали одними из ведущих, именно они придумали и первый купол, и множество машин, и сам Салон.  Им многое удается. Находясь в условиях дефицита материалов: у них не было избытка древесины, особых металлов, других природных богатств, они сделали акцент на искусстве и технологиях обработки и создали таким образом мировое лидерство. И сегодня Салон собирает профессионалов со всего мира. Вико Маджистретти, Ахилл Кастильони, Карло Скарпа, Джо Понти  и многие другие. Архитекторы и пионеры дизайна.

 

Все прогрессирует. Мне думается, что и нас ждет такой процесс, когда окрепнут производители. Многие фабрики создают музеи дизайна, развивают не только бренд, но и локальную культурную традицию. Мне хотелось бы быть причастным к созданию такого места.

 

CDC: В Ваших работах прослеживается огромная любовь к предметам. Откуда она возникла и как стала частью Вашего творческого почерка?

 

Алексей: Мне очень повезло. Благодаря однокурснику, я попал в компанию Юрия Константиновича Шатра. Коллектив был собран из молодых выпускников Академии искусств и нескольких архитекторов. Это было очень продуктивное и интересное время, мы работали с запредельным количеством фабрик, постоянно обновлялась техническая база, мы перерабатывали большой массив информации, не боялись работать ни с какой кухонной, корпусной, диванной фабрикой и т.д. Нигде не было шоурумов с таким количеством брендов. Я очень благодарен тому времени и людям, потому что там многому научился. В универе нас фокусируют на больших масштабах: жилой дом, парк, район! А вот как повесить полотенцесушитель в ванной или разуться пропускают.

 

Работая с итальянцами, я понял, что в предметах, в деталях мы самовыражаемся, что это очень важная часть жизни и не надо этого стесняться. Потребление может быть плохим, но может быть очень хорошим. И мы от него зависим и не можем без него существовать. Не помню, кто сказал: Бог живет в людях, в поэтах он мечтает, в гениях – он думает, а в остальных спит. Мир искусства богат предметами, вещами и открытиями, надо научиться наслаждаться этим.

 

CDC: Профессия дизайнера интерьера развивается очень стремительно, количество специалистов растет, нуждается ли она в установлении каких-то рамочных правил?

 

Алексей: Мы не можем на это повлиять. Проблем в образовании много и они всегда были. Я отношусь к этому, как к естественному ходу вещей. Сейчас есть большие возможности для самообразования, а профессиональное образование ничего не гарантирует. Есть люди, которые пришли в дизайн из других профессий и стали лидерами. Тадао Анда для меня архитектор номер один. Или Луис Кан. Их архитектура взята из жизни и про жизнь. Впереди у нас много неизвестного и для меня особенно важно оставаться оптимистом.

 

CDC: В работе с заказчиком вы доминируете?

 

Алексей: Наверное. Да! Для меня важно, чтобы работа была не скучна, чтобы я мог взять что-то новое для себя, чему-то мог научиться, чтобы для меня это было опытом не зря прожитой жизни.

 

А заказчик – это ключ к пространству. Если мы пара единомышленников, то мы сможем что-то создать. Если нет – то расстанемся.

 

CDC: Как долго живет готовый интерьер?

 

Алексей. Мне бы хотелось, чтобы он жил бесконечно долго. Это возможно. Ведь что такое интерьер, чем он характеризуется? Пространством, предметами, временем. Какими-то вещами, тем, что нас отражает. Он живет и развивается вместе с хозяином.

 

Я недавно пересмотрел фильм «Ностальгия» Тарковского и был вдохновлен. Насколько он совершенный в деталях, качественный, честный.  Художник создал и нашел «именно такое» место, свет, детали, где главный герой прожил историю и задул свою свечу.  Фильм очень выразительный. Далеко не новый и тем не менее современный. Там создано пространство с «этим самым» качеством настоящего.

 

CDC: Когда мы говорим об интерьерах в кино, я всегда вспоминаю ленту “Красивый мужчина” Тома Форда.

 

Алексей: Да. Это фильм про дом. Приглушенный свет. Вся эпоха героя выражена в интерьере и предметах.

 

CDC: У нас за плечами большая эпоха некрасоты…

 

Алексей: Нет ничего идеального, все меняется. Архитектура, дизайн – зеркала времени. У Твардовского есть такие строки: «Так что есть красота?  Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Эти строки не выражают наше время, но для меня они актуальны. Общая визуальная оценка постоянно трансформируется. Мы являемся свидетелями разных эпох, которые меняются все быстрее в течение всего одной жизни. Тогда как недавно эпохи длились тысячи и сотни лет. И этика, и культурные процессы часто потребляются как зрелище, инсталляция. Некрасота же условна, на ее месте могут вырасти прекрасные деревья. 

 

CDC: Интерьер Вашей собственной квартиры был опубликован, одновременно сдержанный и яркий, полный иконических предметов. Как он влияет на Ваших детей?

 

Алексей: Не могу ничего сказать за детей, потом увидим.  Мы с моей женой долгое время были знакомы, но что-то мешало сделать решительный шаг на сближение. Как-то она пришла ко мне в гости и потом призналась: «Наконец-то я увидела в тебе то, чего недоставало для понимания». Получается, что мое пространство нас быстро объединило. А для детей это просто среда обитания. Это и люди, и предметы, и еда, и все окружающее.

 

CDC: Вы ведь делаете и общественные объекты. Чем отличается этот вид проектирования?

 

Алексей: В общественных объектах я бы делал упор на долговечность, на основательный выбор предметов, материалов, решения со светом, качество отделки, чтобы изменения пространства шли естественно. Ведь замечательно когда здание существует, пока им пользуются люди. Интересно наблюдать за храмами, в которые приходят тысячи лет, а в них почти ничего не изменилось.

 

CDC: Существует мнение о том, что дизайн доступен только для состоятельных людей. Вместе с тем великий Энцо Мари посвятил свою жизнь продвижению идеи доступного дизайна. Что Вы думаете по этому поводу?

 

Алексей: У него даже был проект Autoprogettazionе (Самостоятельный дизайн), который представлял собой набор инструкций по сборке мебели своими руками и набор уже распиленных досок с гвоздями. Если это стало продуктом, почему нет? Должна быть и EDRA и IKEA. Архитектура – социальное явление.

 

Я после института работал в метро с выдающимися архитекторами, которых никто не знает, но они создали в Минске новый подземный транспорт. Не скажу, что они изобрели его, но продумали и реализовали наш метрополитен иначе чем в Вене или Нью-Йорке. Они знали, что неважно, что ценно, как это выявить и довести замысел до конца. Это очень увлекательно, хотя оцениваться материально результат может у всех по-разному.

 

Конечно, с общественными заказами работать сложнее и как правило дольше. В этом смысле наша профессия занудная, множество мелочей и обстоятельств влияют на сроки. Так во всех странах.

 

CDC: Кого бы Вы назвали своими учителями?

Алексей: Об этом можно говорить долго. Из современных архитекторов мне нравятся Жан Нувель, Тойо Ито, Тадао Андо я уже упоминал выше, Пьер Йованович. Классные проекты у датчан из BIG. Люблю всех итальянцев, которых мы сегодня вспоминали и не вспоминали.

 

Я очень благодарен своим преподавателям в институте, особенно Владимиру Караванову, который читал у нас лекции по истории искусства. После них брали мольберт и бежали рисовать. Потом, когда я работал в Метропроекте, учителями были Владимир Телепнев и Николай Лопато. В нашей среде профессионалов немало. К сожалению, мы находимся не в самом богатом обществе и традиции культурные, связанные с архитектурой, пространством у нас неглубокие. Но я с оптимизмом смотрю на это.

 

CDC: Несколько слов о Вашей семье. Вы бы хотели, чтобы Ваши дети продолжили профессию?

 

Алексей: Не знаю, они еще юные школьники. Моей старшей дочери только 12. Жена тоже архитектор, но она уже лет 10 в другой профессии, занимается психологией и работает стилистом, помогая людям находить себя через визуальный образ. Вот такая архитектура, увлекательная и многогранная.

 

Спасибо, что пригласили на разговор!

 

← вернуться назад